Поиск по сайту
 

Формирование состава педагогов для преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 В 2012 году во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее: ОРКСЭ), включающий 6 модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей в объеме 34 часов учебного времени.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Все модули нового курса носят светский, культурологический характер и преподавание его возложено (в соответствии с нормативными документами) на учителей общеобразовательных школ, обучившихся по специальным образовательным программам повышения квалификации.
В связи с этим руководителям ОУ необходимо своевременно осуществить работу по формированию состава учителей, которые будут преподавать этот учебный предмет в школе. В процессе этой работы необходимо руководствоваться определенными критериями к профессиональным и личностным качествам учителя, которые обусловлены спецификой самого учебного предмета.

Учебный курс ОРКСЭ является сложным и не каждый учитель его сможет преподавать, даже если он к этому проявляет свою личную заинтересованность. Предмет сложен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики и технологии организации учебной деятельности.

С одной стороны, для его преподавания необходимо усвоение определенного знаниевого компонента из области истории, литературы, культурологии, религиоведения (история мировых религий, основы вероучения различных конфессий, обрядово-культовая практика в религиях мира, религиозные духовные ценности и др.).

С другой стороны, основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы прежде всего на воспитание, духовное развитие ребенка (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель). Эта ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. В рамках этого учебного предмета затрагивается также личностная сфера человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора и этим определяются повышенные требования к личностным качествам самого учителя.

Какими же профессиональными и личностными компетенциями должен обладать учитель, чтобы обеспечить успешность педагогической работы в рамках этого учебного предмета?

1. Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ. Поэтому учителя истории и обществознания (и других гуманитарных дисциплин - граждановедения, литературы, МХК), особенно имеющие опыт преподавания учебного курса «Религии России», смогут успешно преподавать данный курс. Главное их преимущество – знание предметной области (недостаток – недостаточное знание специфики работы с детьми младшего школьного возраста - может быть преодолен на курсах и в практической работе). В то же время, учитывая возрастные особенности детей, на которых ориентирован учебный курс, кадровый состав для преподавания ОРКСЭ может отчасти формироваться за счет учителей начальных классов, которые, владея на профессиональном уровне умениями и навыками работы с младшими школьниками, одновременно способны к активному усвоению знаниевого компонента курса ОРКСЭ. При этом самому учителю важно осознавать всю сложность этой задачи, так как в регионах, где проходила апробация ОРКСЭ, именно учителя начальных классов испытывали серьезные трудности с усвоением знаниевого компонента ОРКСЭ.

2. В состав кадрового резерва могут быть рекомендованы учителя-гуманитарии и учителя начальных классов, имеющие не только знания по истории мировых религий, но и способные работать в современной образовательной парадигме, учитывая возрастные особенности младших школьников. Учителю ОРКСЭ чрезвычайно важно понимать сущность деятельностного подхода в школьном образовании (ученик не объект, а субъект, активный участник учебного процесса), иметь определенные навыки владения современными образовательными методиками и технологиями обучения (уроки-диалоги, методика художественно-образного преподавания, метод проектов и проектная деятельность, ИКТ, технология критического мышления и др.), уметь различными педагогическими приемами, способами и средствами поддерживать у школьников интерес к предмету, организовать проблемный диалог, мотивировать ребят на решение той или иной учебной ситуации, через творческую деятельность на уроках и вне урока решать познавательные и воспитательные задачи учебного предмета.
3. Способность работать в современной образовательной парадигме не ограничивается усвоением инновационных педагогических технологий. Более принципиальным является изменение стиля, модели поведения учителя в образовательном пространстве. В тоже время учитель, выстраивающий свою профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с учащимися, является потенциальной кандидатурой для преподавания курса. Современный учитель не столько информатор и транслятор знаний, сколько координатор, организатор диалога, помощник и наставник учащихся. Он создает условия для личностной реализации каждого ученика, развития его индивидуальных способностей. Одним из важнейших условий создания такого психологического климата является заинтересованность самого учителя, его готовность перейти на личностное, а не ролевое, функциональное или статусное общение, его открытость, гуманистичность, эмпатичность, толерантность. Именно такой характер межличностных отношений в классе может способствовать адекватному и результативному усвоению социокультурного, духовно-нравственного опыта, предлагаемого к усвоению учащимся.
4. Педагогу, преподающему ОРКСЭ, необходимо будет обращаться к проблемам нравственности, вести с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность» и т.п.). Поэтому его слова и дела, повседневная жизнь и поведение, несомненно, будут объектом повышенного внимания со стороны учащихся. Поэтому педагог, рекомендуемый к преподаванию курса ОРКСЭ, должен не только владеть определенными знаниями, умениями и навыками организации современного урока с использованием инновационных педагогических технологий, но и обладать важными личностными качествами, которые не давали бы повода детям усомниться в том, что поведение учителя расходится с его же словами, произнесенными на уроках. Очевидно, что уроки-диалоги, уроки-размышления, уроки творчества в рамках ОРКСЭ могут быть успешны только на основе доверии ребят к учителю, на его моральном авторитете. Некорректное отношение учителя ОРКСЭ к коллеге или ученику, сквернословие, вредные привычки сразу могут вызвать у ребят недоверие, которое преодолеть будет сложно или невозможно.
5. Среди учителей, работающих сегодня в общеобразовательной школе, немало верующих. Кто-то из них может выразить желание преподавать ОРКСЭ. Из учителей, прошедших курсы по православной тематике и преподающих «Основы православной культуры» (далее: ОПК), также могут быть заинтересованы в преподавании курса ОРКСЭ. В таких случаях при решении кадровых вопросов какая-либо дискриминация в принципе исключена. Педагог, независимо от вероисповедания, при наличии необходимого специального образования имеет право преподавать курс ОРКСЭ. Но, во-первых, правомерно учитывать, насколько учитель соответствует профессиональным и личностным компетенциям, изложенным в настоящем письме. Во-вторых, учитель ОРКСЭ, как известно, должен быть готовым к преподаванию не одного, а всех шести модулей. В-третьих, ОРКСЭ и ОПК – курсы, совершенно разные по методологическим и концептуальным подходам. Если верующие учителя или учителя ОПК, преподающие свой курс, готовы работать в рамках культурологического подхода преподавания курса ОРКСЭ (не навязывать свою точку зрения детям), способны объективно воспринимать особенности других религий и быть при этом беспристрастными, то конфликтные ситуации в будущем могут быть исключены.
Таким образом, выбор учителей – будущих преподавателей ОРКСЭ – определяется совокупностью объективных факторов, в числе которых профессиональная компетентность, современное понимание роли педагога в образовательном пространстве и безупречные личные качества.











© 2013, Департамент образования города Братска
При использовании материалов сайта ссылка - обязательна
Создание, поддержка и хостинг:
МКУ «ЦИиМТО»

О портале   Поиск   Карта сайта